Эфес - Ephese
Археологические раскопки Эфеса находятся в 4 км от Сельчука. По сохранности архитектурного комплекса и многочисленности находящихся на нем памятников античной эпохи Эфес является одним из самых крупных и привлекательных городов мира. В то же время - это центр туризма зоны Эгейского моря.
Экскурсию по древнему городу, которая длится по крайней мере 3 часа, лучше совершать ранним утром, т.к. днем на раскопках очень жарко Главный вход находится около Tusan Motel.
История.
Эфес был одним из самых крупных торговых центров Малой Азии (порт, монетный двор, культовые сооружения). Еще во II тыс. до н.э. здесь поселились карийцы. Около XII в. до н.э. ионийские переселенцы победили карийцев и обосновались в Эфесе. Вначале в Эфесе была аристократическая форма правления; в VII в. до н.э. - тирания; в VI в. до н.э. - умеренная демократия. В 560 г. до н.э. Эфес был завоеван лидийским царем Крезом, которого, в свою очередь, победили персы. Эфес находился под их властью до 470 г. до н.э. Освобождение малоазиатских прибрежных городов от персидского господства дало возможность дальнейшего развития политического режима демократии в Эфесе. Несмотря на членство Эфеса в 1-м Афинском морском союзе, в Пелопонесскую войну (412 г. до н.э.) он выступил на стороне Спарты. По Царскому миру (387 г. до н.э.) Эфес был передан вместе со всеми другими малоазиатскими городами персам. После смерти Александра Македонского Эфес был завоеван сначала Антигоном, а затем Лисимахом, который был вынужден перенести город ближе к морю, т.к. море стало отступать. Он назвал новый город Арсиноя. Но в в 284 г. народ восстал, разрушив многие памятники, построенные Лисимахом, и вернул городу прежнее название.
Золотой век Эфеса наступил в период Римской империи, когда город с населением более 250000 человек считался самым крупным на Востоке, после Александрии. В 29 г. н.э. произошло сильное землетрясение, разрушившее многие здания. С распространением христианства Эфес приобрел новое значение. Апостол Павел основал здесь христианскую общину. По преданию, Мария провела в Эфесе последние годы своей жизни. В III в. начался упадок города. В 263 г. Эфес был разрушен готами, а потом восстановлен. Позже не раз был разрушен во время татаромонгольских набегов. С 1426 г. попал под турецкое господство, после чего потерял значение торгового центра. Раскопки начались в 1864 г. под руководством английского археолога Вуда.
Достопримечательности.
Руины, которые мы видим сегодня, относятся к римской и эллинистической эпохам. От храма Артемиды до входа на раскопки Эфеса - еще 2 км.
Гимнасий Ведия.
Находится слева от входа на раскопки. Он был построен в 150 г. на средства богатого гражданина Эфеса - Ведия Антония. Во время раскопок была обнаружена табличка с надписью, из которой следовало, что гимнасий был посвящен богине Артемиде. Рядом находятся развалины терм, где после тренировок отдыхали атлеты. На территории сооружения было найдено несколько ценных статуй, выставленных теперь в архиологическом музее Измира.
Стадион.
Стадион расположен недалеко от гимнасия. Он был сооружен при императоре Нероне (54-68 гг.). Длина стадиона - 228 м, ширина - 38. Когда то он служил для состязания колесниц, атлетических соревнований и боев гладиаторов. Сейчас здесь регулярно устраиваются бои верблюдов.
Церковь Св. Марии (Соборная церковь)
Эта постройка, расположенная на севере портового гимназиума, была превращена в церковь после официального провозглашения императором Константином в 313 г. христианской религии. В 413 и 449 гг. здесь проходили два Вселенских собора. Первый собор привел к признанию Девы Марии Богородицей. Второй - осудил монофизитство, учение о единственно божественной природе Христа.
Портовый проспект (Аркадиана)
Эта портовая улица, длиной 600 м и шириной 11 м, покрытая мрамором, была главное в городе и пролегала от порта до театра. По обе стороны были расположены галереи, которые защищали жителей города от ветра и дождя зимой и от жаркого солнца летом. По обе стороны проспекта сохранились мраморные колонны. В 395-408 гг. проспект был отреставрирован византийским императором Аркадием Флавием, что явилось причиной переименования его в Аркадиану.
Театр.
У подножия горы Pion находится большой городской театр, который мог вместить 24000 зрителей и имел диаметр 50 м. Театральная сцена, представляющая огромную культурную значимость, дошла до наших дней в хорошем состоянии. Театр был трехъярусным. Серьезные перестройки театра были начаты при императоре Клавдии. Второй ярус был построен при Нероне, третий - при Сивериусе. Плиты и камни этого театрального здания, впрочем как и других сооружений, были использованы позже в строительстве других построек.
Летом в театре проходит знаменитый Эфесский фестиваль.
Мраморный проспект
В нынешнем виде он существует с V в. На одной его стороне выстроились в ряд 8-метровые колонны с резными фризами. Общая длина его 4 км, он вымощен мраморными плитами. Одна из плит проспекта вызывает у туристов особенный интерес - это первая в мире реклама. По иронии судьбы - это реклама публичного дома. На плите вырезан портрет женщины, стилизованое сердце, пробитое в нескольких местах, и ступня левой ноги, указывающая направление.
Публичный дом
Местные гиды охотно показывают невзрачные развалины здания в конце Марморного проспекта (в левой его части). Здание датируется IV столетием, в нем когда то было много комнат. Считают, что это здание - публичный дом. Вам расскажут, что правила гигиены и санитарии здесь были безупречными. Так, к примеру, посетитель должен был войти в зал через узкий коридорчик с обязательной дезинфекцией рук и ног. Главный салон имел мраморные стены и украшен скульптурами Венеры (Афродиты).
Правда, возникают сомнения. Как бы ни либеральны были граждане времен Римской империи, но существование публичного дома в самом центре города, да еще напротив библиотеки - это, наверное, уж слишком.
Библиотека Цельса
Это главная достопримечательность Эфеса, которую австрийские археологи восстановили из древних осколков.
Здание являлось одновременно огромным читальным залом и надгробным памятником, т.к. было построено в 135 г. н.э. сыном бывшего римского консула Цельса - над могилой отца. В 260 г. здание пострадало от пожара, однако фасад его уцелел. Размер двухэтажного фасада впечатляет: его длина 21 м, а высота 16 м. Достоинства Цельса изображены в аллегорической форме в скульптурах на фасаде. Женские фигуры символизируют образованность, честность, добродетель и мудрость наместника римской провинции Азия. Скульптуры выполнены из гипса, а мраморные оригиналы находятся в настоящее время в Вене.
Библиотека хранила около 12 тыс. пергаментных свитков. Рукописи были защищены от влаги благодаря хитроумной системе двойных стен. Готы разграбили сокровища библиотеки, но могилу Цельса не осквернили. Она и сейчас находится под библиотекой. Чтобы добраться до нее, следует спуститься по лестнице справа, а затем пройти по узкому коридору длиной 15 м. В небольшом склепе и находится прекрасно сохранившийся саркофаг из мрамора. Верхняя часть саркофага украшена рельефными портретами Ники, Эроса и Медузы Горгоны.