Наша Турция.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Наша Турция. » Города Турции » Каппадокия


Каппадокия

Сообщений 1 страница 6 из 6

1

Разрушенные горные породы и озера составляют рельеф этого региона. Холмы с плоскими вершинами, глубокие каньоны, конусы вулканов, извилистые реки - вот какой пейзаж предстанет перед вашими глазами. Самой высокой точкой Центральной Анатолии является вулкан  Эрджис (3917 м). Поскольку местные горные породы очень хрупки, то люди строили под землей и в пещерах целые города, где и укрывались от опасности. По Каппадокии лучше путешествовать весной или осенью. Летом здесь все буквально "оккупировано" туристами, а зима холодная и снежная.
http://c.foto.radikal.ru/0608/783640ca3aef.jpg

Во времена Геродота Каппадокия простиралась от Таврских гор до Понта Эвксинского. Греки называли этот регион Сирос (название "Каппадокия" дали этой обласни персы). Только когда закончился период персидского владычества, территория Каппадокии уменьшилась до современных размеров. При Александре Македонском этот регион сохранял некоторую независимость. Каппадокия поддерживала торговые отношения с Римом, поставляла в большом количестве рабов в столицу великой империи. После гражданских войн началась эпоха процветания: Митридат расширил границы Каппадокии до Кавказа, Крыма и Сирии. После смерти царя регион становится римской провинцией со столицей в Кайсери. В I в. до н.э. в Каппадокии распространилась греческая культура. В III-V в. здесь прочно укоренилось христианство. При Константине Каппадокия являлась провинцией Византийской империи. В конце XI в. она была завоевана сельджукскими султанами. В этот период строились знаменитые караван-сараи. В XIII в. монгольские завоеватели пытались изгнать сельджуков из региона, но в XIV-XV в., при правлении династии Караман, Каппадокия вновь обретает свою независимость. Позже она была присоединена к Османской империи.
Еще в древноси жители Каппадокии укрывались от нашествий и вторжений под землей. Но только в христианскую эпоху появились подземные церкви и целые города. Несколько лет назад в этих домах еще жили люди. Но потом им предложили квартиры и почти все уехали. В таких домах люди жили испокон веков: во времена византийцев, турок-сельджуков. Зимой в них было тепло, летом прохладно. Стены из туфа - это священная лава горы Эрджияс.
Каппадокия расположена между тремя потухшими вулканами. Она - дитя пепла, лавы и дождей, поэтому в некоторых местах слой окаменевшего пепла достигает 300 м. Потоки лавы расползались на сотни километров. Ветер, выдувая мягкую породу, создавал множестов пещер. В огромных залах в течение месяцев могли укрываться тысячи человек. Таких городов  в Каппадокии обнаружено 36. Последними обитателями пещер были турки, спасавшиеся от египетских войск в XIX в.

http://c.foto.radikal.ru/0608/b31865859b39.jpg

2

Что хранят Каппадокийские пещеры.

Каппадокийские пещеры в долине Гёреме появились благодаря вулканической активности горы Эрджияс. Много тысячелетий назад Эрджияс обильно извергался, затопив лавой широкую долину. Лава была неоднородна, поэтому дожди и ветры со временем прорезали её и расчленили на множество холмов, столбов и конусов. Потом в эти места пришли люди, это случилось несколько тысячелетий назад, и обнаружили, что можно не строить дома, а вырезать комнаты в мягком туфе лавовых башен. Со временем вырос целый город - люди вырубили тысячи комнат, пещер, галерей и переходов.

Пещеры долины Гёреме не принадлежали какому-то одному народу, там жили люди многих национальностей. Когда-то Каппадокия была столицей империи хеттов, потом была независимым Каппадокийским царством, потом провинцией Рима, она несколько раз упоминается в Библии. Но случилось так, что долину Гёреме избрали своим пристанищем христианские монахи-аскеты, и к третьему веку нашей эры там образовалась большая, в основном, греческая христианская община. Через сто лет там появились первые монастыри. В шестом веке в эти места пришли персы, ставшие притеснять христиан, но это никак не коснулось пещерных монастырей и греческой общины. Ни персы, ни арабы не могли установить контроль над лабиринтом башен и долин площадью в двести квадратных километров. Тем более что жители умело защищались - в случае опасности они закладывали камнем все окна и двери, а на поверхность выходили только для обработки полей. Поэтому туда приходили гонимые христиане со всей Малой Азии. По некоторым данным, в конце первого тысячелетия в Гёреме жило до тридцати тысяч христиан.

Этот оазис христианства в самом сердце мусульманского мира просуществовал очень долго - почти полторы тысячи лет и только в 1923 году по Лозаннскому договору об обмене населением греки-христиане покинули Гёреме. Но эта небольшая колония создала то, на что приезжают смотреть десятки тысяч туристов -километры подземных комнат, переходов и церквей. Самые известные из них - это две большие купольные церкви: Темная и Яблочная. Сразу оговорюсь, монахи названия придумывали быстро, темно в большой церкви - будет Темная церковь, растут рядом с церковью яблоки - будет Яблочная церковь. А их уникальность в том, что фрески этих храмов, самые древние и хорошо сохранившиеся образцы византийского искусства.

Наиболее интересна Темная церковь - её убранство богаче всех, а светлые тона фресок напоминают фрески русских соборов. Изображения святых спокойны и даже воинственные сюжеты, например, Георгий Победоносец и змий выписаны миролюбиво -элегантный Георгий борется с мирным драконом. Спокоен и Пантократор (поясное изображение Христа), выписанный в чаше купола. Сразу чувствуется, что это место находилось вдали от потрясений и войн.

Сейчас основные каппадокийские достопримечательности объединены в национальный парк Гёреме. Это и Токалы Килисе, первое, что видят туристы, так как это наиболее сохранившееся церковное здание находится рядом с автостоянкой. И Каранлык Килисе, та самая Темная церковь, рядом с которой расположены две капеллы, с необычной строгой росписью, выполненной в красных тонах. И Аванос - центр гончарного искусства. И деревня Езконзак, под которой расположен подземный город, с до сих пор работающей системой естественной вентиляции.

http://c.foto.radikal.ru/0608/13817470664d.jpg

В парке Гёреме множество ресторанчиков и современных гостиниц, но если вы захотите почувствовать себя полноценным обитателем этих пещер, то можете переночевать в одной из них в специальном, полностью передающем экзотику отеле. Долине Гёреме лучше посвятить несколько дней, но, сколько бы вы там ни пробыли, вы её не забудете.

3

Eva, я всё более и более убеждаюсь в том, что страну лучше всего знают те, кто тут не живёт. Мне стыдно. А Вам Спасибо.

4

мне это в удовольствие  :pardon:

5

понравилось вот у Петра Вайля в "Гение места"

КАППАДОКИЯ. НИГДЕ
Здесь, в Каппадокии — одно из диковиннейших мест на свете. Горы из мягкого вулканического туфа обдувались ветрами и веками, превращаясь в то, что кажется фокусами Антонио Гауди, — в фигуры причудливых плавных очертаний, которые, за неимением леса, служили укрытием и жильем. Дерево шло только на двери. В этих скалах вырубали квартиры и целые многоквартирные дома со времен хеттов. Но особенно здешнее жилищное строительство процвело с приходом ранних христиан, и Каппадокия связана с именами отцов церкви — Василия Великого, Григория Нисского, Григория Назианзина. Камень, как бы мягок он ни был, долговечнее других строительных материалов: скальные и подземные дома, склады, церкви, города на тысячи обитателей — уцелели.
В каппадокийских степях вертикалей нет, но внезапно из ниоткуда возникают двухсот‑, трехсоттысячные города — и уходят назад, как марево. Вдруг понимаешь, что страна сопоставима с гигантским соседом к северу, который теперь не такой уж гигант, а турецких 65 миллионов — это больше Британии, Италии, Франции. Некстати вспомнил, как в армии, в отдельном полку радиоразведки, подслушивал переговоры натовских баз, в том числе здесь, в Турции: в Измире, в Инджирлыке. Майор Кусков тычет в карту: «Гнезда, понимаете, свили под самым носом, названия, понимаете, даже противные — Инжырлик!»
Названия — небывалые. Оторопев, въезжаешь в город Нигде. Надо запомнить: когда пошлют туда, не знаю куда, принести то, не знаю что, — это здесь.
Ничего не понять: Нигде и стоит нигде. Безрадостный плоский пейзаж. Напоминая о том, что за ним море, с юга так все и нависает Тавр. Неказистые деревни, кладбища с обелисками, кощунственно напоминающими манекены в шляпных магазинах, придорожные мазанки с пышным именем «Бахчисарай» на кривой вывеске и неизменным кебабом из превосходной, как во всей стране, баранины. Редкие деревья вспыхивают, словно огоньки светофоров, которых нет в помине.
За что тут сражались великие державы, зачем сюда приходили? За чем? За дынями? За тыквами? Десятки километров полей с полосатыми эллипсоидами и желтыми шарами, которые столетиями покрывают эту землю. И глинобитные домики были точно такие, и, задумчиво расслабившись, не сразу замечаешь на крышах сателлитные тарелки и солнечные батареи (установка 150 долларов и полгода без забот). Ну да, сейчас приходят за дынями: Турция завалила Восток материей и кожей, а Запад — консервами и фруктами.
Раньше сюда не приходили — здесь оказывались. Сюда несла центробежная сила империй. В этих пустых местах был наместником Цицерон, здесь Кир бился с Артаксерксом, Сулла с Митридатом, арабы с византийцами, здесь проходили гоплиты и пелтасты Ксенофонта, который написал об этом походе «Анабазис» — великую книгу, простую и волнующую. Сюда поместил Бродский действие своего стихотворения о природе и истории, о природе истории — «Каппадокия».
Как и Нигде, из ничего выплывает Конья, древний Иконий, перекресток завоеваний, а теперь — большой новый город, бурлящий вокруг изумрудного купола мавзолея Мевланы, центра секты кружащихся дервишей. Увидеть их в действии нелегко, но может повезти.
Расчисленное рациональное радение, расписанное по секундам и па, — завораживает. Под резкие звуки саза дервиши разворачиваются как бутоны. Вращение начинается медленно, со скрещенными на груди руками, скорость нарастает, руки разводятся в стороны — правая ладонь раскрыта вверх, к Богу, левая повернута вниз, к людям, все через себя, для себя ничего — ноги переступают, как в балетном фуэте, фалды длинных разноцветных кафтанов взметаются лепестками, образуя подрагивающие круги, колпаки‑пестики кажутся неподвижными, только мелькает в кружении отрешенное лицо с остановившимся взглядом. Волчки Аллаха. Живой ковер. Пестрые цветы экстаза.
Экстаза ждут, к нему готовятся, к нему готовы. Как к приливу вдохновения — поэт, которого так охотно сравнивали с дервишем, с юродивым, чей смысл — быть бездумным проводником (ладонь вверх, ладонь вниз) божественного глагола.
Нет ничего дальше от поэтической позиции Бродского. Поэт — хранитель. Остается только то, что заметил художник: «…Полотно — стезя попасть туда, куда нельзя попасть иначе» («Ritratto di donna» — «Портрет женщины»).
…Она сама состарится, сойдет с ума, умрет от печени, под колесом, от пули.
Но там, где не нужны тела, она останется какой была тогда в Стамбуле.
Фиксация в вечности дается поэтическим заклинанием. То же относится к историческим событиям и природным явлениям.
В стихотворении «Каппадокия» наблюдающий за битвой орел, «паря в настоящем, невольно парит в грядущем и, естественно, в прошлом, в истории…». Время сжимается, напоминая о байроновской метафоре: «История, со всеми ее огромными томами, состоит из одной лишь страницы…» У Бродского страницы истории исчезают вместе с человеком: «…Войска идут друг на друга, как за строкой строка захлопывающейся посредине книги…»
Только в присутствии человека обретает смысл природа: «Местность… из бурого захолустья преображается временно в гордый бесстрастный задник истории». Временно — потому что с исчезновением человека «местность, подобно тупящемуся острию, теряет свою отчетливость, резкость».
«Все мы, так или иначе, находимся в зависимости от истории», — пишет Бродский. Но и история — от нас.
История жива словом. Носители слова обеспечивают истории вечность. «Это уносят с собой павшие на тот свет черты завоеванной Каппадокии». Так унес с собой Иосиф Бродский — Каппадокию, женщину со стамбульского портрета, Стамбул: все то, чего коснулся взглядом и пером, о чем успел сказать.

6

В Каппадокии в 1916 году пропал без вести английский полк. Кто-нибудь знает об этом?


Вы здесь » Наша Турция. » Города Турции » Каппадокия