На месте византийского порта в Стамбуле будет железнодорожная станция
В ноябре прошлого года при строительстве туннеля под Босфором турецкие археологи обнаружили остатки древних портовых сооружений. Сегодня учёные утверждают, что эти руины - остатки порта императора Феодосия, который был в своё время самым большим морским центром Восточного Средиземноморья. Порт датируется IV-VII вв. нашей эры. Хотя находка была неожиданной, специалистам было давно известно из древних документов о существовании константинопольской гавани в районе Еникапы. Поначалу археологи не представляли масштабов порта, но сегодня эти раскопки стали крупнейшими в истории Стамбула.

В команду исследователей входят семнадцать археологов, три архитектора и 350 рабочих. На сегодняшний день на месте порта обнаружены молы, пристани, восемь затонувших кораблей, а также строение, которое могло быть церковью. Учёные считают, что все найденные корабли потерпели крушение одновременно, из-за сильного шторма. Более того, они являются "утерянным звеном" в истории кораблестроения, поскольку нижние части лодок сооружались по древним методикам, верхние части - с использованием более современных технологий. На месте раскопок также найдены посудные черепки и кости.

Обнаруженные артефакты позволяют специалистам узнать, как жили люди того времени. К примеру, уже сейчас, изучив сотни осколков глиняных горшков, учёным удалось выяснить, как древние торговцы перевозили вина, оливковое масло и другие товары.

По словам Метина Гокая, учёного из Стамбульского археологического музея, наибольшая часть находок будет каталогизирована и зарыта в землю обратно вместе с современными турецкими монетами. Специалисты полагают, что таким образом они дадут знать археологам будущего, которые могут наткнуться на древний порт через века, что раскопки там уже велись их предками. В музей попадёт лишь небольшое количество экспонатов, подходящих для демонстрации, а ещё часть находок будет использована для исследований.

Обследование территории портовых сооружений должно завершиться через полгода, поскольку властям не терпится возобновить сооружение железной дороги, а один день простоя обходится строителям в миллион долларов США. На месте византийского порта планируется возвести самую большую железнодорожную станцию в стране. Однако учёные не теряют надежды убедить правительство превратить древний порт в музей под открытым небом.

Источники:
http://historic.ru/news/item/f00/s11/n0001162/