Случилось страшное: потерялся, украден, бесследно исчез билет на самолет. Обезоружен и беспомощен оказался пассажир перед лицом авиакомпании. Неужели окончательно и бесповоротно утратил он право полететь в далекие края, а потом беспрепятственно вернуться домой?
Осведомлен – значит вооружен
Первое, что следует сделать в подобной ситуации – обратиться в авиакомпанию или фирму, через которую был куплен билет.
«Мы дубликатов не даем! Покупайте новый!» – подобные высказывания и по сей день еще можно услышать из уст сотрудников некоторых авиакомпаний. Обычно они ссылаются на такие солидные документы, как «Воздушный кодекс РФ» и «Правила перевозки пассажиров, багажа и грузов на воздушных линиях Союза ССР», где действительно, говорится, что пассажир, не предъявивший билет, к перевозке не допускается. Однако подобное заявление – это еще не повод бежать в кассу за новым проездным документом. Этим перевозчикам невдомек, что пассажир – существо гораздо менее бесправное. Оплатив билет на регулярный или чартерный рейс, он заключает тем самым договор, который авиакомпания не вправе расторгнуть в одностороннем порядке. Юридически безграмотных воздушных извозчиков стоит проинформировать, что, по решению Верховного суда, указанная норма была признана недействующей.
По всем правилам
В большинстве авиакомпаний механизм выдачи дубликатов отлажен, однако в каждой действуют на этот счет свои правила. Во-первых, необходимо спросить, какие документы потребуются. Для «Аэрофлота» и «Уральских авиалиний» необходим паспорт (или заменяющая его справка из милиции или полиции). Согласно информации, размещенной на сайтах компаний «Трансаэро» и S7 Airlines (а/к Сибирь) помимо «основного документа гражданина» пассажир обязан сообщить место, дату приобретения билета, маршрут, номер рейса и дату вылета. Очевидно, если вам предстоит иметь дело с этими перевозчиками, стоит положить в надежное место копию билета, не забыв пометить в ежедневнике и дату его приобретения.
Подобная процедура выписки дубликата существует и в западных авиакомпаниях. В British Airways требуется паспорт, в Air France нужно предъявить «удостоверяющий личность документ» и сообщить дату и время вылета, при этом вся информация о билете должна присутствовать в досье бронирования, а в Deutsche Lufthansa AG турист может уладить проблемы с помощью доверенного лица, дав ему копию своего паспорта и подписав специальную форму (ее можно получить по факсу или электронной почте). Однако на сегодняшний день все западные авиакомпании переходят на электронные билеты: Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) проняла резолюцию о полном отказе к концу 2007 года от бумажных носителей. Ни потерять, ни украсть виртуальный документ нельзя: все данные о владельце хранятся в базе данных авиакомпании, а описание маршрута (booking confirmation) с номером рейса, датой вылета, временем отправления и прочей полезной информацией пришлют по электронной почте. Даже распечатывать это письмо необязательно: для регистрации потребуется лишь паспорт. Так что западные компании – лучший вариант для рассеянных пассажиров.
Лучше – раньше
Немаловажно узнать, за какое время до вылета и куда следует обратиться за дубликатом. «Аэрофлот» советует не откладывать посещение офиса или кассы. «Уральские авиалинии» обещают восстановить билет немедленно, в день обращения, причем, в представительстве в аэропорту резонно сказали, что выпишут документ непосредственно в день вылета, чтобы пассажир не потерял его снова. «Трансаэро» комментариев не дает, однако внутренние правила этой авиакомпании сообщают, что служащие оставляют за собой право проверять всю информацию о билете так долго, сколько им это покажется необходимым (из чего следует, что пассажиру всегда можно отказать, ссылаясь на недостаточное количество времени). Представительства иностранных авиакомпаний советуют обращаться сразу после обнаружения факта пропажи, так как British Airways, к примеру, потребуется определенное время на получение выписки из пункта бронирования. Air France предупреждает, что непосредственно в аэропорту, перед вылетом самолета в выписке дубликата может быть отказано. В Deutsche Lufthansa AG обещали оформить все необходимые документы в любое время.
Цена вопроса
Когда ходатайствующего наконец идентифицируют и все сомнения относительно правомерности его притязаний на билет рассеются, пассажиру придется оплатить дубликат. Из опрошенных авиакомпаний бесплатно выписать документ обязуются лишь «Уральские авиалинии». Остальные авиаперевозчики оказались более корыстолюбивы: в кассах S7 Airlines попросили 1000 рублей, в авиакомпании «Трансаэро» – 1400 рублей, в «Аэрофлоте» потерянный билет на внутренний рейс облегчит карман пассажира на 2000 рублей, если же у человека хватило средств на заграничный вояж, то ему не составит труда расстаться и с суммой в 4000 рублей. В западных авиакомпаниях подчеркивают, что мера эта носит еще и воспитательный характер: летаете за границу – привыкайте пользоваться электронными билетами, а нет – принимайте на себя все риски. В British Airways, например, выписать дубликат стоит 1462 рубля 50 копеек, в Deutsche Lufthansa AG придется заплатить 3250 рублей. Скидок не предусмотрено, и если человек запасся справкой из полиции о том, что во всем виноваты организованные и не очень преступные группировки, уменьшить стоимость дубликата все равно не удастся: авиакомпании рассматривают указанную сумму не как штраф, а как стоимость бланка и услуги.
А если билет жив?
Перед получением дубликата пассажира попросят выполнить еще одну формальность: заполнить и подписать специальный документ о том, что он отказывается от основного билета и обязуется покрыть все убытки, которые может понести компания. Человек берет на себя финансовую ответственность за действия мошенника, который решит воспользоваться оригиналом или получить деньги за возврат, а сотрудники авиакомпании, в свою очередь, будут невнимательны и позволят ему это сделать (в гарантийном обязательстве на этот счет встречается специальный пункт о том, что компания не обязана устанавливать подлинную личность возможного предъявителя утраченного авиабилета).
Должен ли несчастный ограбленный пассажир отвечать за буйную фантазию уголовных элементов, оставивших его без билета? Прокомментировать правомерность подписания подобного документа мы попросили юриста, генерального директора Юридического Агентства «Персона Грата» Георгия Мохова: «С точки зрения закона о защите прав потребителей, требование от пассажира обязательства о возмещении авиакомпании убытков, причиненных третьим лицом – неправомерно. Утеря авиабилета не влечет за собой расторжение или изменение договора перевозки, соответственно объем обязанностей сторон в данном договоре – перевозчика и пассажира, остается прежний и на пассажира не могут быть возложены дополнительные обязанности без его на то согласия. Тем более недопустимо ставить в зависимость от подписания такого рода обязательства выдачу дубликата авиабилета». Однако реальная ситуация такова, что пассажир получит дубликат только после оформления этого юридически сомнительного документа. Подписывать бумаги и беспрепятственно шагать на регистрацию или вместо полета попытаться доказать служащим неправомерность их действий – каждый решает сам.
Не везет...
И вот настал этот долгожданный момент: в руках пассажира оказался выписанный по всем правилам (или с нарушением оных) дубликат авиабилета. Положить бы его в сейф, да беречь как зеницу ока! Но судьба порой бывает настроена иронично: что делать, если утрачен дубликат? Конечно, такие рассеянные пассажиры – большая редкость, однако мы все же решились задать авиакомпаниям и этот вопрос. В пресс-службе «Аэрофлота» и Deutsche Lufthansa AG заверили, что их компании готовы выписать сколько угодно проездных документов на тех же условиях и за ту же цену. Оформленные повторно билеты «Уральских авиалиний», «Трансаэро» и S7 Airlines терять не рекомендуется: пассажиру посоветуют приобрести новые за полную стоимость или ему придется доказывать свою правоту через суд. И пока на бескрайних российских просторах не наступило счастливое электронное будущее, остается лишь пожелать нашим пассажирам получше следить за еще не потерянными билетами.
Полина Бойцова